Соловьёв Виталий Ефимович

герои ярославского небаСоловьёв Виталий Ефимович - заместитель командира эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового Московского ордена Ленина Краснознаменного ордена Суворова 2-й степени авиационного полка 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 5 апреля 1923 года в деревне Горевое ныне Нейского района Костромской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. После семилетки окончил в физкультурный техникум. Вернувшись в Нею, работал заведующим отделом физкультуры и спорта райкома комсомола, инструктором культурно-массовой работы при клубе имени Орджоникидзе. Незадолго до войны переехал в Ярославль, работал и одновременно учился в аэроклубе.

15 мая 1941 года был призван в Красную Армию и направлен Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Война помешала стать летчиком. Начать боевой путь Соловьеву пришлось не в авиации, а в пехоте, в разведке. Вырос от старшего сержанта до старшего лейтенанта, командира роты разведчиков. Был ранен.

После госпиталя был направлен в запасной штурмовой авиаполк, где освоил штурмовик Ил-2. В ноябре 1943 года с новым пополнением старший лейтенант Соловьев прибыл в 6-й гвардейский штурмовой авиационный полк, действовавший на Калининском фронте. В составе полка прошел до конца войны: освобождал Белоруссию и Прибалтику, громил врага в Восточной Пруссии.

Молодой офицер быстро вошел в боевой коллектив. Он внимательно присматривался к штурмовикам-профессионалам - Героям Советского Союза Чувину, Павлову, перенимал опыт, учился мастерству штурмовок. Именно это помогло ему быстро встать в число передовых летчиков. Вскоре Соловьев был назначен командиром звена и летал ведущим группы.

Не раз машины, ведомые Соловьевым, взламывали сильно укрепленную оборону противника, оказывали помощь наступающим наземным войскам. Однажды Соловьев вел шестерку "илов" на, бомбежку железнодорожной станции Замосточье, под Витебском. Он, мастерски маневрируя, смело ринулся в атаку, увлекая за собой своих ведомых. Два немецких эшелона, находившиеся на станции, были разбиты налетевшими штурмовиками. К концу 1944 года количество боевых вылетов старшего лейтенанта Соловьёва перевалило за 100.

Старший лейтенант Соловьев стал не только мастером штурмовых ударов и но отличным разведчиком. Одним из первых в соединении освоил использование панорамной фотосъемки. Этим способом за несколько дней были сфотографированы Кенигсберг, форты внешнего и внутреннего обводов. Изготовленный по снимкам макет помог наземному командованию детально разработать впоследствии план штурма города.

К марту 1945 года старший лейтенант Соловьёв совершил 131 боевой вылет на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, нанеся врагу большой урон и был представлен к геройскому званию.

Бои продолжались. Последние боевые вылеты гвардеец сделал в небе Восточной Пруссии. В победному маю 1945 года на счету летчика-штурмовика Соловьёва было уже около 200 вылетов, в которых было уничтожено 15 танков, 75 автомашин с военными материалами, до 45 артиллерийских орудий, 5 поездов, сотни гитлеровских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Соловьёву Виталию Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 8022).

После войны отважный пилот продолжил военную службу. В 1958 году окончил Краснознаменную военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. С 1963 года подполковник Соловьёв - в запасе. Жил в городе Костроме. Скончался 16 апреля 1966 года после непродолжительной тяжелой болезни. Похоронен в городе Костроме на мемориальном воинском кладбище.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Имя Героя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба.

*************************************************************

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА № 11474 ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОЛОВЬЕВА ВИТАЛИЯ ЕФИМОВИЧА

В боях за социалистическую Родину тов. Соловьев с ноября 1943 года по 1 марта 1945 года произвел 131 успешно выполненный боевой вылет на штурмовки и разведки войск противника и его техники, провел более 10 воздушных боев с превосходящими силами противника и лично сбил в воздушных боях один ФВ-190.

За отличное выполнение 110 боевых самолетовылетов произведенных им по 28.11.1944 года, награжден четырьмя орденами.

После последнего награждения с 28.11.1944 года по 7.3.1945 года, он произвел еще 21 успешный боевой самолетовылет. 110 раз тов. Соловьев водил группы штурмовиков на самые ответственные цели в условиях сложных метеорологических осадков. В процессе 121 успешного вылета тов. Соловьев причинил большой ущерб противнику в технике и живой силе, что подтверждается боевыми донесениями и экипажами, совместно выполнявшими задания. Он повредил и уничтожил 15 танков, 75 автомашин с военными материалами, 40 повозок, уничтожил 23 всадника с лошадьми, взорвал 1 склад с горючим и разрушил ж. д. полотно протяжением 200 метров, поджег 4 ж. д. состава и разбил 5 паровозов, подавил огонь более 15 зенитных точек и орудий ПА, расстрелял до 250 гитлеровцев, создал пожар в расположении района войск противника в 10 случаях. В составе групп Ильюшин-2 показывает лучшие образцы в эффективности штурмовых налетов и бомбометаний.

Тов. Соловьев является искусным разведчиком на штурмовке, замечательно способствует командованию по вскрытию оборонительных рубежей противника. Ему нет преград в воздухе независимо от интенсивного огня или противодействия истребителей противника. Высокое мастерство в технике пилотирования, грамотное использование технических параметров самолета, смелость и непоколебимая решительность в боях, дерзость и воля к победе - вот основные черты этого мастера-победителя.

Достаточно привести его подвиги в боях с врагами такие, как в феврале 1944 года, он, командуя группой ИЛ-ов, с высоты 700 метров и до бреющего полета, поливал врага огнем из пушек и пулеметов. По самым скромным подсчетам, группой уничтожено за этот день 120 немцев, 6 полевых орудий, 11 минометов и 9 автомашин.

1 марта 1944 года, когда потребовалась немедленная помощь штурмовиков наступавшей наземной части, Соловьев вылетел в группе ИЛ-юшиных. Лететь пришлось при видимости не превышавшей километра и высоте облачности 30 метров. Но отважные гвардейцы, уверенные в своих способностях и ведущих, упорно пробивались к цели для подавления вражеских позиций и поставленную задачу выполнили с честью. В августе месяце 1944 года тов. Соловьев в неравном воздушном бою с 16 истребителями противника, будучи в группе 8 ИЛ-2 не дал противнику издеваться над своими самолетами. Пренебрегая жизнью, с яростью бросился на врага, расчленяя его строй, и сбил одного ФВ-190, группой же сбито 5 самолетов противника.

Ведя воздушную разведку, он так же показывает примерность и образцы в качестве выполнения заданий. В октябре месяце 1944 года Соловьев вылетел в свой уже известный район, в котором с большим напряжением искал и устанавливал новшества у противника и вскрыл новые сооружения и оборону врага, что было отмечено командующим армией в тот же день, как хорошая работа по своевременному вскрытию обороны противника. Работа тов. Соловьева неоднократно отмечалась в печати фронта и армии.

ГУ «ГАНИКО» Ф.Р-3215. Оп.2, Д.293. Л. 1,2. Копия с копии.
По изданию "Книга памяти Костромской области", т. 10,

Один боевой вылет из двухсот

7 августа 1944 года летчикам-штурмовикам Шабельникову, Тарасову, Соловьеву, Якубенко, Мущинкину и Шалдову поставили задачу - в 14 часов нанести удар по живой силе и артиллерии противника северо-западнее города Биржай (населенный пункт Спалвишкяй). "Ильюшиных" сопровождали шесть истребителей Як-3.

Подойдя к расположению немецких войск, командиры экипажей Ил-2 увеличили интервал и дистанцию. Первым сбросил бомбы на цель ведущий группы капитан Шабельников. При выходе из атаки он увидел восемь Ю-87, шедших на высоте 400 метров к нашему переднему краю. Иван Шабельников радировал ведомым:

- Атакуем "юнкерсов"! - И первым выпустил пушечную очередь по флагману.

Бомбовоз задымил и врезался в землю. На развороте в прицел воздушного стрелка Сиверцева попал еще один "юнкере", и он не дал ему уйти. Таким образом, в первые же минуты воздушного боя экипаж лидера наших штурмовиков уничтожил два вражеских самолета. Это воодушевило однополчан Шабельникова. По примеру командира, летчик Тарасову тоже атаковал один из немецких бомбардировщиков. Он нажал на гашетку, но оружие почему-то не стреляло.

- Оказывается, - рассказывал Тарасову после возвращения на аэродром, - отштурмовавшись, я поставил на предохранитель пушки и пулеметы. Какая оплошность... Однако враг не ушел. Следовавший левее меня летчик В. Соловьев двумя очередями из пушек поджег фашиста. Товарищ исправил мою ошибку.

В разгар боя неожиданно появились немецкие истребители прикрытия "фокке-вульфы". Один из них бросился на самолет Соловьева. Стрелок-радист из экипажа Соловьева, видимо, замешкался, и вражеский истребитель успел произвести по штурмовику несколько очередей. В результате стрелок Харламов был тяжело ранен.

Атаки наших летчиков были настолько стремительны и успешны, что Ю-87 не выдержали натиска, смешались и начали беспорядочно покидать зону боя. Воздушная схватка уже заканчивалась, когда В. Соловьев доложил командиру группы штурмовиков:

- Стрелок в тяжелом состоянии. Иду на ближайший аэродром.

В строю осталось пять "илов". Истребители прикрытия, закончив работу, ушли на базу. Иван Шабельников тоже повел свою пятерку домой.

По книге: Александров С.С. Крылатые танки. - М.: Воениздат, 1971

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

Источники:

Александров С.С. Крылатые танки. — М.: Воениздат, 1971
Герои огненных лет. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.2. М., 1988
Голубев Е.П. Боевые звёзды. - Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд., 1972
Чечельницкий Г. А. Московский гвардейский штурмовой. - М.: Воениздат, 1960.

Похожие записи:
Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.



Яндекс.Метрика